Экономическая мысль Древнего Востока.
Основоположники: -
Представители: Хаммурапи, Ману, Ахтой, Конфуций, Мен-Цзы, Эшнунна, Липит-Иштара.
Предшествующее направление: -
Последующее направление: экономическая мысль античности
Период: ~ ХХII - III века до н.э.
Экономическая наука раньше других зародилась на Древнем Востоке, т.к. именно там быстро начало развиваться ремесло, сельское хозяйство и торговля. Как следствие, у общества начинает формироваться экономическое мышление, из-за необходимости исследования и анализа происходящих процессов. Сразу же усилия тогдашних "экономистов" были направлены на решение социальных и частично политических проблем. Например, характерной чертой для стран Древнего Востока было патриархальное рабство, которое пытались оправдать мыслители с точки зрения морали. Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древнего Востока вложили Китай, Индия, Египет и даже Вавилон.
Экономическая мысль Древнего Египта.
Экономическая мысль Древнего Египта была достаточно развитой для того времени. Именно Древний Египет предоставил первый экономический памятник (письменный), дошедший до наших дней ("Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикару" XXII век до н.э.). Также известны такие письменные памятники, как "Речения Ипусера", "Кодекс Хаммурапи", "Поучения Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи" и др. Таким образом, экономические взгляды древних египтян проявлялись через их поучения и наставления своим детям и народу. основной целью поучений было донести до наследников правила государственного управления, научить эффективности функционирования аппарата управления. Стоит отметить, что из-за существовавшей и развивающейся системы каст существовало большое количество бунтов.
Экономическая мысль Древней Индии.
Экономическая мысль Древней Индии тесно переплеталась с религиозной жизнью. Достаточно сильно была развита система каст, а рабство считалось вполне нормальной социальной системой, посланной самим Богом. Несмотря на это, Индия уже тогда была достаточно развитой страной. Индия тоже оставила письменные памятники, которые сегодня могут рассказать нам об экономической жизни тогдашнего общества. "Наука о политике" и "Законы Ману" показывают, что индийцев интересовало социально- экономическое положение Индии, роль и место государства в экономической системе. Также рассматривались вопросы прямого вмешательства государства в хозяйственную жизнь, часто обсуждали экономическую политику (завоевание царём новых земель, с целью увеличения дохода страны).
Экономическая мысль Древнего Китая.
Экономическая мысль Древнего Китая отличалась чрезмерной активностью. Уже тогда можно было наблюдать противоречия в экономической мысли: между свободной экономикой и активном вмешательстве в неё государства. В VI-V столетиях до н.э. появилась одна из первых школ экономической мысли. Школа была открыта Конфуцием, который и без того вёл активную экономическую жизнь (допускал накопление богатства, если это не влияло на основную массу общества, написал "Лунь-юй", его экономические идеи имели черты социальной утопии). Его последователем был Мен-Цзы, который выступал за равенство людей и введение такой системы, как налогооблажение. Одним из известных экономических памятников, сохранившихся до наших дней, является трактат "Гуань-цзы". В нём достаточно точно и досконально описана система государственного регулирования хозяйства.
Экономическая мысль Древнего Вавилона.
Об экономической мысли Древнего Вавилона известно по дошедшим до наших дней экономических памяток в виде законов Хаммурапи, Эшнунны и Липит-Иштара. Законы Хаммурапи рассказывают об экономических основах организации общества; законы Эшнунны - о регулировании ценообразовании (установлении цен, штрафов, процентных ставок); законы Липит-Иштара - при своём правлении объявил недействительными сделки купли-продажи земли.